Севрский фарфор и его стиль отражают историю Франции. Он считается вершиной фарфорового производства Европы. Его клеймо изменялось в зависимости от времени изготовления, так что в маркировке отразилась вся история Севра.
История появления. Впервые мягкий фарфор был открыт и получен гончаром Луи Поттером в 1673 году. Изделия из него получались белоснежными, тонкими и легкими, а специальная роспись делала их похожими на китайский фарфор. Но лишь в 1725 году после усовершенствования технологии обработки стали выпускать первые образцы.
С 1745 года король Людовик XV взял под свое покровительство мануфактуру по производству этого фарфора, дав исключительную привилегию расписывать изделия позолотой и изображать человеческие фигуры.
Севрский фарфор как фаворит французской аристократии
С 1748 года началось производство фарфоровой флористики
В мягкой «пасте» цветы стали как «живые», листья и лепестки изгибались очень реалистично. Такого мастерства до этого времени не добивался никто. Лилии, тюльпаны, розы и пионы выполненные из Севрского фарфора скупались для декорирования аристократических гостиных того времени. Стебли для цветов выполняли из позолоченной бронзы и украшали или осветительные приборы (люстры, бра, канделябры), составляли настольные букеты и ставили в вазы из того же фарфора.
Цветы лепились вручную женщинами мастерицами под чутким наставничеством мадам Граван. После запрета в 1755 году женщинам работать на фабриках, работы продолжились на дому.
В 1751 году художник Жан-Жак Башелье стал оставлять скульптурные группы не до конца обожжёнными, так называемый бисквитный обжиг. В результате изделия приобретали нежную текстуру и сливочный оттенок напоминающий мрамор. Функционально такой фарфор был не практичен, он пропускал воду и был очень прихотлив в уходе. Но он настолько приобрел популярность у французской аристократии, что моментально скупался, несмотря на непомерно высокую стоимость. Позже декор из бисквита стали активно выпускать английские заводы.
Влияние мадам Помпадур
Самой фанатичной поклонницей этого фарфора стала маркиза де Помпадур, которая была фавориткой французского короля Людовика XV. Он однажды заказал 800000 фарфоровых цветов, которыми украсил комнаты и оранжерею в покоях маркизы. С тех пор мадам де Помпадур наслаждалась этим фарфором повсеместно.
Однажды по зиме она пригласила короля в сад и указала на цветущую клумбу, источающую божественный аромат. Заранее заменив настоящие цветы на фарфоровые, а их лепестки обрызгала духами собственного производства. С того момента Людовик XV стал покровительствовать флагману французской тонкостенной керамики и регулярно делал большие заказы.
Мадам Помпадур сделала имидж фабрике и продвигала ее продукцию в своем окружении. Она спонсировала эксперименты с цветными глазурями, которые в последствии прославили мануфактуру. Сочные, яркие оттенки разработанные химиком Жан Элло были названы в честь мадам Помпадур. Они славятся тем, что даже со временем не выгорают на солнце. А монах Ипполит ле Фёр создал рецепт золочения, который характеризует стиль рококо.
При поддержке Людовика XV маркиза де Помпадур выдвинула лозунг: «Кто не любит мой фарфор, тот не любит Францию», после это вся аристократия последовала ее примеру и стала украшать свои дома декором и вазами данной мануфактуры.
С 1753 года с разрешения короля на фарфоровых изделиях стали ставить королевскую монограмму из двух перекрещенных внизу и отображенных зеркально букв «L». Это привлекло внимание других монархов к данным товарам.
Например, императрица Екатерина II сделала заказ на сервиз для своего фаворита. В настоящее время этот прекрасный сервиз бирюзового цвета из 700 предметов храниться в Эрмитаже.
Производство стало глобально увеличиваться и требовалось расширение помещений. Было принято решение о переводе фабрики из Венсена в Севр, рядом с замком мадам Помпадур. По ее распоряжению было построено просторное четырехэтажное здание. В 1759 году мануфактура была выкуплена королем и лишилась всех конкурентов, так как другим предприятиям было запрещено производство похожих фарфоровых изделий. А аристократии было указано на государственном уровне заменить всю серебряную посуду на фарфоровую.
К 1804 году, после обнаружения каолина, предприятие полностью перешло на производство твердого фарфора, а изделия из мягкой пасты делались только на заказ.
В настоящее время предприятие по производству Севрского фарфора
курируется Министерством культуры Франции. Для него выстроена задача хранить традиции элитного фарфора и производить эксклюзивный штучный товар, как произведение искусства. Над их производством трудится всего 120 специально обученных человек. Севр занимается только индивидуальными заказами без массовой штамповки.
Производимые изделия являются украшениями отелей, замков или направляются сразу в галереи в 1-м округе Парижа и Севре, для показа на выставках и фестивалях. Так как в настоящее время сохранилось очень мало оригинального Севрского фарфора XVIII века.
Отличительные черты Севрского фарфора. Всегда имеет белоснежный оттенок фарфора и тонкий слой блестящей и прозрачной глазури. Чаши имели плоское дно вплоть до 1842 года и только после этого периода стали производить кольцевидные бортики, которые не покрывались глазурью.
Цвета всегда сочные и контрастные со всех сторон изделия. Даже в труднодоступных и не видимых глазу местах произведена тщательная прорисовка. Никогда не бывает подтеков, потертостей или блеклых цветов.
Позолоченные участки всегда гладкие и блестящие, так как сделаны по уникальной технологии исключающей любые деформации рельефа. Форма и стиль декора всегда соответствуют друг другу.
Во времена правления королей на Севрском фарфоре проставлялись клейма содержащие год производства и монограмму Людовика XV. Такая маркировка характерна только для мягкой «пасты». В 1762 году клеймо исчезло, и появилась надпись «Sevres», которая сохранена до настоящего времени.