Севрский фарфор занимает особенное место во всем производстве мира. Согласно поговорке, не существует хорошего севрского фарфора, есть только великий. Прочитав эту статью, вы узнаете подробнее про севрский фарфор – от монархии до наших дней.
Основана мануфактура была в 1740 году в городе Венсен, после чего была по большей части восстановлена в 1756 году в Севре (город французского фарфора). Ко второй половине 18 века мануфактура стала выдающимся производителем керамики в Европе. В молодое предприятие первым вложил средства Людовик 15, а в 1759 году стал его владельцем.
Но во время Французской революции фабрика имела неустойчивое финансовое положение. Уже будучи королевским заводом, он растерял практически всех своих покупателей.
Севрский фарфор – от монархии до наших дней
История
В 1800 году на пост руководителя компании назначили Александра Броньяра, который осуществил невероятный прорыв в ее деятельности. Этот человек был очень умным и образованным, способным, в управление неблагополучной компании он вложил все свои знания и таланты. Руководил он заводом до конца своих дней, в течение почти 50 лет, за которые он успел повлиять на все аспекты производства фарфора.
Сразу же была распродана большая часть некрасивой и старой посуды. Чтобы заменить устаревшие модели, были придуманы новые дизайны, в основном в более серьезном, модном стиле неоклассицизма. Состав пасты для фарфора был улучшен, использовать стали только твердую пасту, мягкую пасту совсем перестали создавать в 1804 году. Также была разработана новая цветовая гамма эмали.
СПРАВКА! Руководитель также был главным при разработке новой печи, которая стала более экономичной и эффективной.
В процессе руководства Александра
большинство продукции фабрики очень нравилось императорам, ведь она имела различные фигурные конструкции и богатые композиции. Обычно применялись основы, которые имитировали мрамор и тяжелые камни. Броньяр разработал спектр цветов эмали, чтобы упростить процесс получения искусственных поверхностей. Толчком для этого вида оформления послужил его интерес к минерологи.
Для наборов, например, чайных или столовых сервизов, а также декоративных ваз, в основном использовали схемы, связывающие объекты стилистически или с точки зрения предмета. Столовые сервисы связывали при помощи общей темы, а также общим границам и основанию цвета.
Одним из лучших примеров этого является «Service des Départements», придуманный в 1824 году. Каждая тарелка в нем была украшена топографическим видом французского департамента, границы ее украшались маленькими портретами деятелей региона и символами важных искусств, изделий области и промышленных отраслей.
Кофейные сервизы, изготовленные в 1836 году, имели такой же тип тематического единства. Все детали были украшены изображениями выращивания какао, из которого делают шоколад, а также разные этапы подготовки шоколада как напитка. Придуманы и выполнены эти композиции были художником Жан-Шарлем Девели.
СПРАВКА! Этот художник был ответственным практически за все столовые наборы.
Товары, произведенные в 19 веке, были в огромном ассортименте, украшали их тоже абсолютно по-разному. Например, ваз было представлено 92 вида дизайна, чайный сервиз севрский фарфор – 89 моделей.
Производились также предметы, которые были необходимы для кофейных пар, десертных сервизов, чая. Кроме того, было много декоративных шедевров, например, ваз или каких-то функциональных вещей, например, кувшинов.
Во все времена мануфактура работала
в очень разнообразных направлениях эстетического украшения. С начала становления фабрики, ее мастера копировали картины и гравюры более ранних периодов, а также современные композиции. Но под руководством Александра, фабрика стала копировать популярные картины с неким намерением, записав настоящий облик произведения, воспринимаемый всеми как более изысканный.
Копировались работы многих художников, но особенно популярны были работы Рафаэля. Его фигура была отражена на вазе 1834 года, где поверхность предмета украшалась миниатюрным портретом живописца.
Кроме того, нередко использовались приемы дизайнеров более ранних лет. Для оформления чашек использовали переплетающиеся узоры посуды из керамики Saint-Porchaire.
Чашки получили известную форму еще в эпоху Ренессанс, изготовлены были во Франции и Италии. Но палитра желтых, голубых, зеленых и ярко-красных тонов имеет большой контраст с приглушенным белым и коричневым цветом и показывает переосмысление направлений истории, характерное для большого количества вещей искусства 19 века.
СПРАВКА! Историзм и эклектика, характерные для компании во времена правления Броньяра, оставались и после его кончины.
Производство отражает последующее желание
технического прогресса, а также большого разнообразия стилей, используемых одновременно.
Посуда, производимая в период 1855-1861 гг., получила мотивы и очертания, заимствованные и часто встречающиеся в продукции. Для разных компонентов наборов используется конфигурация, дающая намек на происхождение напитков (Ближний Восток и Китай).
Например, использовалось много китайских эмблем, которые явно относятся к китайской керамике, с которыми происходило художественное оформление. Но палитра золотого и розового, которая показывает полностью европейское происхождение, нейтрализовало азиатские аспекты.
Одинокая нить, тянущаяся от продукции фабрики Sеvres, является склонность заимствовать разные дизайны и потом их объединять.
После прихода стиля модерн, в Севрсе историзм перестал главенствовать. Доминировать начали декоративные формы, искусство, которые можно охарактеризовать как ассиметричные. Например, это можно заметить в кофейном сервизе 1900-1904 гг., в котором точно отражена уверенность относительно естественных очертаний.
Леон Канн, который был проектировщиком, использовал растение фенхель, покрывающее каждую часть. Концепция представляет собой изучение границ керамической среды, являющейся одной из особенностей творения керамики в 20 веке.
На сегодняшний день посуда севрского фарфора и другие их изделия являются очень ценными и престижными для коллекционеров. Почти не один аукцион без изделий этой фабрики не обходится. Покупая эти изделия, нужно обязательно проверить на них клеймо французского фарфора. Изготовленные там произведения искусства еще долго будут радовать своих поклонников.